Подробности замены масла в АКПП BMW

Процесс замены

Большинство АКПП, установленных на автомобили BMW, имеют классическую конструкцию. В таких трансмиссиях масло поделено между двумя ёмкостями: поддоном и гидротрансформатором. Удалить масло из поддона легко. Для этого достаточно выкрутить сливную пробку или при замене фильтра целиком снять поддон.

Традиционно на гидротрансформаторах, устанавливаемых на коробки BMW, нет пробок, поэтому слить жидкость из них не получится.

8-ми ступенчатая АКПП BMW. Красный овал – гидротрансформатор. Синий овал – поддон АКПП.


Как же удалить масло из гидротрансформатора?

На работающей АКПП масло постоянно циркулирует, поднимаясь от поддона в гидротрансформатор, затем в радиатор или теплообменник (где происходит процесс охлаждения масла) и, наконец, опять возвращается в поддон. Именно благодаря наличию контура циркуляции есть возможность произвести полную замену масла в АКПП. Для этого контур циркуляции размыкается обычно в месте подсоединения патрубков радиатора.

Далее, через специальные переходники, к контуру циркуляции подключается установка для замены масла. Автомобиль заводится. Установка работает следующим образом: она принимает старое масло, выходящее из коробки, и одновременно выдаёт коробке такой же объем нового масла.

1 – АКПП, 2 – радиатор. Красные овалы – места подключения оборудования для полной замены жидкости

В отличие от частичной замены масла (когда производится слив масла только из поддона) замена масла на аппарате позволяет почти полностью заместить старую жидкость. Конечно, в процессе такой замены старая и новая жидкость смешиваются, поэтому для получения хорошего результата используется в 1.5 раза больше нового масла, чем сухой заправочный объем АКПП.

Например, если сухой заправочный объем АКПП BMW обычно равен 9 литрам, то для замены на аппарате необходимо примерно 9х1.5 = 14 литров масла.

Некоторые моменты, на которые следует обратить внимание при аппаратной замене масла

Важно, чтобы количество вытекающей и подаваемой жидкости было одинаково в процессе замены.
Не все установки для замены жидкости АКПП умеют самостоятельно производить коррекцию давления в процессе замены масла. На некоторых это производится вручную, что повышает риск ошибки и повреждения АКПП.

Не всегда, имея аппарат для замены масла, можно произвести полную замену в АКПП. К некоторым АКПП можно подключиться, только используя специальные переходники.


Преимущества замены в нашем сервисе

В отличие от старых аппаратов для замены масла в АКПП, где давление масла регулируется вручную, наше оборудование оснащено электронной системой контроля и корректировки давления масла. Управляющий процессор аппарата задаёт необходимое безопасное давление в каждый момент времени на протяжении всей замены. Это позволяет избежать риска повреждения механизмов АКПП вследствие неправильно заданного давления в системе смазки.

Имеющиеся у нас переходники позволяют подключиться практически к любой АКПП, установленной на автомобилях BMW. Конечно, есть случаи, когда подключение оборудования для полной замены масла будет неоправданно дорогим вследствие большого объёма дополнительных работ. В таком случае мы предлагаем замену масла несколькими частичными заменами.


Жидкость для АКПП

Жидкость АКПП служит не только для смазывания деталей, но также выполняет другие функции, например, передачу крутящего момента, гидравлическое управление коробкой, охлаждение. Поэтому жидкости для АКПП отличаются от обычной трансмиссионной жидкости для механических коробок.

В зависимости от конструкции АКПП отличаются параметры жидкости. Для каждой АКПП компания BMW прописывает специальный допуск. Этот допуск содержит набор параметров и допустимых значений, которому должна отвечать жидкость.


На что необходимо обратить внимание при выборе жидкости для АКПП?

Жидкость обязательно должна иметь необходимые действующие допуски компании BMW.
Допуски могут отличаться в зависимости от модели трансмиссии или даже года ее производства. Со временем по той или иной причине компания BMW может изменить допуски. Используйте жидкость с актуальными допусками.

Лучше если жидкость имеет синтетическую основу.
Как правило, допуски не регламентируют, какую основу должно иметь масло. Это значит что жидкость с одним и тем же допуском может быть как полусинтетической так и 100% синтетической. Конечно, в такой ситуации лучше выбирать синтетические жидкости. Причём, синтетические жидкости тоже бывают разные, например, многие синтетические масла имеют гидрокрекинговую основу – это самая простая и дешёвая технология производства синтетических масел (из нефти). Лучше использовать синтетическую жидкость на полиальфаолефиновой основе. Производить такие жидкости сложнее и дороже (из газа). Зато такая жидкость обладает рядом преимуществ: медленное окисление и старение масла, слабая зависимость вязкости масла от температуры (что особенно важно в работе сложных гидравлических систем), лучшая защита от износа.

Лучше, чтобы компания, под чьим брендом вы приобретаете жидкость, была производителем, а не просто фасовщиком или переупаковщиком.
Компании-производители обычно проводят реальные исследования применяемости масел. Эти компании плотно сотрудничают с производителем АКПП, постоянно совершенствуют свои продукты, обновляя допуски и рецептуру.

Срок хранения жидкостей для АКПП не должен превышать 5 лет.
Не покупайте жидкость для АКПП, если у неё истёк срок службы.


Преимущества приобретения жидкости для АКПП у нас

Кроме оригинальных жидкостей мы используем жидкости для АКПП производства Motul. Компания Motul известна как эксперт по маслам для защиты в экстремальных режимах эксплуатации. Большинство жидкостей для АКПП Motul – это 100% синтетика на полиальфаолефиновой основе. Жидкости Motul имеют все необходимые допуски BMW.

Многие характеристики жидкостей Motul превышают допуски BMW. Наша компания является эксклюзивным сервис-партнером компании Motul. На все используемые нами материалы мы даём гарантию до 2 лет или 40000 км. (В статье о сравнении жидкостей для АКПП, проведенных журналом “За рулем”, Motul занял первое место. Подробнее и таблица сравнений)


Фильтр, поддон, прокладка АКПП

Большинство фильтров, устанавливаемых на АКПП BMW, фетровые. Они обладают отличными фильтрующими способностями, но требуют замены при каждой смене масла.

Фильтр АКПП с фетровым фильтрующим элементом

Фильтр 6-ти ступенчатой коробки GM с фетровым наполнителем

Поддон 6-ти ступенчатой АКПП BMW. 1 – пластиковый поддон АКПП, 2 – встроеный фильтр, 3 – магниты.

Большая часть коробок ZF, устанавливаемых на BMW, имеют пластиковый поддон со встроеным фильтром.

При замена масла на такой АКПП необходимо сменить поддон. Новый поддон всегда поставляется с новой прокладкой поддона и новыми магнитами. При установке металлического поддона, необходимо устанавливать новую прокладку поддона. Иначе возможно протекание масла.

Затяжка больтов на каждом поддоне автоматической коробки BMW имеет четкий рекламент. Для каждой АКПП прописан момент затяжки и даже последовательность, с которой необходимо затягивать болты. На некоторых трансмиссиях BMW c завода на поддоне будут установлены алюминиевые болты. Лучше заменить их на стальные, причем из нержавейки, а не оцинкованные.

Во избежание повреждения коробки следуют строго следовать последовательности установки болтов и их затяжке.

При замене масла, на некоторых трансмиссиях рекомендуется менять втулку электроразьема коробки.

Втулка электрического разьема АКПП

К сожалению, вероятность ее протекания достаточно высокая, замена требует снятия поддона, а стоимость самой втулки небольшая, поэтому ее лучше поменять, даже если она сухая.

На автомобилях с большим пробегом в некоторых случаях имеет смысл производить замену так называемых очков, уплотнений между гидроблоком и корпусом АКПП. Данная процедура объясняется потерей эластичности резиновых уплотнений, что может негативно сказываться на работе АКПП.

Улотнение между гидроблоком и корпусом АКПП

При замене этого уплотнения придется снимать гидроблок АКПП. Снятие и установка гидроблока – строго регламентированный процесс.

1 – поддон, 2 – гидроблок, 3 – втулка электрического разьема. 4 – уплотнение “очки” между гидроблоком и корпусом АКПП


Что необходимо учитывать при выборе и установке фильтра/поддона для АКПП?

Фильтр/поддон должен быть герметично упакован.
Не приобретайте вскрытый или вовсе неупакованные фильтры/поддоны. Попадание в фильтр маленькой песчинки может привести к выходу из строя гидроблока АКПП или его повышенному износу.

Фильтр/поддон подбирается под конкретную трансмиссию по VIN номеру авто.
Фильтры для некоторых трансмиссий BMW на первый взгляд могут иметь незначительные отличия, но это не значит, что они взаимозаменяемы. Некоторые трансмиссии имеют разные модификации фильтров и поддонов. Чаще всего изменения касаются части фильтра, отвечающего за забор жидкости. Установка фильтра неправильной формы может привести к попаданию воздуха и повышенному износу.

Не стоит экономить на фильтре/поддоне.
На рынке представлено много неоригинальных фильтров/поддонов различного качества. Оценить качество неоригинального поддона может лишь механник с опытом установки поддонов различных производителей. Например, на качественных поддонах установлены прокладки более мягкие на ощупь, они лучше прилегают к корпусу АКПП, чем дешёвые аналоги. Металлические вставки под болты должны быть нарезаны из цельной трубки и изготовлены из нержавейки. Такой параметр, как долговечность уплотнительных соединений, можно проверить лишь на долгой практике (резиновые кольца при высокой температуре дубеют и теряют эластичность). Однако, это не значит, что нужно приобретать только оригинальные фильтры. На рынке есть компании, выпускающие неоригинальный фильтры очень хорошего качества.

Неоригинальный, но качественный поддон Mann-Filter

Проверьте прокладку на отсутствие изломов.
Тонкие прокладки для 5 и 6-ти ступенчатых АКПП BMW должны поставляться на плотной подложке, чтобы избежать возможности сгиба.

Во избежание повреждения резьбовых соединений и появления протечек, установку фильтра, поддона, масляных магистралей, пробок (сливной, заливной, контрольной) необходимо производить в соответствии с предписанными компанией BMW инструкциями.

При замене втулки электроразъема и при снятии гидроблока соблюдайте особую осторожность во избежание возникновения разрядов статического напряжения. Электронные платы гидроблока очень чувствительны к статическим разрядам.


Приобретайте и устанавливайте фильтры/поддоны у нас

Благодаря специфике нашей работы мы разбираемся в производителях, выпускающих детали для АКПП. Обращаясь к нам, вы получите обоснованную рекомендацию по использованию деталей того или иного производителя.
Кроме того, демонтаж и монтаж всех деталий коробки производится согласно официальной инструкции.

Затяжка всех резьбовых соединений поддона, фильтра, пробок производятся в соответствии с предписанной BMW нагрузкой и контролируются электронным динамометрическим ключом. Поэтому при проведение работ в нашем сервисе мы даем гарантию на прокладку до 2 лет или 40000 км пробега.


Уровень масла в трансмиссии

Верный уровень масла в АКПП чрезвычайно важен для её исправной работы. Объем жидкости в АКПП зависит от температуры. Поэтому для каждой АКПП производитель указывает температуру масла, при которой необходимо проводить процедуру проверки уровня.

Все используемые сейчас компанией BMW трансмиссии не имеют щупа для измерения уровня.

Контроль уровня масла в АКПП BMW осуществляется с помощью специального контрольного отверстия. При определённой температуре масла (обычно от 35 до 45 градусов Цельсия) через контрольное отверстия должно капать масло. Если масло выливается струёй, значит уровень высокий, если вообще не выливается – значит низкий.

Местонахождение котрольной и заливной пробки зависит от типа поддона и может отличаться на одной и той же АКПП

Проверка уровня масла, без учёта температуры, легко приводит к отклонению уровня масла на 10%, что ощутимо сказывается на работе трансмиссии. Неправильный уровень масла в АКПП может привести к ее поломке.

Для измерения температуры масла в АКПП лучше использовать штатный датчик температуры масла АКПП, установленный в коробке.
Не стоит выставлять уровень “на холодную”, “на глазок”, “сколько слили, столько и залили”, “рукой потрогали” и т.д.


В нашей компании выставление уровня жидкости АКПП производится в соответствии с инструкциями производителя

Для выставления уровня в АКПП мы используем аналог дилерского сканера, на котором запускается специальная пошаговая процедура. Программное обеспечение регламентирует каждое действие механика и контролирует необходимые для верного выставления уровня масла параметры.

Кроме температуры масла также важным является чистота работы двигателя, так как это влияет на производительность насоса АКПП.


Счетчик старения масла. Адаптация АКПП

Для многих АКПП BMW при замене масла необходимо производить обнуления так называемого счетчика старения масла или показателя деградации масла. Данная процедура проводится дилерским ПО. Игнорирование данной процедуры может привести к появлению ошибок по трансмиссии.

Со временем муфты сцеплений АКПП изнашиваются, изнашивается и масло. Это приводит к изменению коэффициента сцепления муфт коробки. Изменение коэффициента сцепления может повлиять на качество переключения АКПП. Для того, чтобы этого не происходило, в АКПП используется специальный процесс автоматической адаптации.

Однако, данный процесс не всегда справляется со своей задачей. Всему виной агрессивный стиль езды. Некоторые из процессов адаптации могут запускаться только при спокойной, размеренной езде. Если водитель постоянно “выжимает”, адаптация не происходит вовсе или происходит редко. В итоге адаптация может не происходить достаточно долго. Могут появляться толчки или задумчивость при переключении передач. Замена масла часто улучшает ситуацию, однако не всегда приводит к идеальному переключению. В такой ситуации решением может стать обнуление значений адаптаций и проведение адаптационной поездки.

Проводить адаптацию трансмиссии лучше используя аналог дилерского сканера BMW.

Наша компания проводит сброс адаптацию коробок BMW, для этого используется аналог дилерского сканера