5 фактов о том, почему нужно обслуживать даже “необслуживаемые” АКПП
Все чаще производители автомобилей заявляют, что АКПП, установленные на их автомобиле, являются необслуживаемыми. Якобы масло в них залито на весь срок службы.
Не до конца ясно, что подразумевается под фразой “весь срок службы”. До первого сбоя в работе? До полного выхода из строя? До истечения гарантийного срока?
Факт 1. Самые известные производители АКПП рекомендуют регулярно менять масло в своих трансмиссиях
Разработка и производство АКПП сложная задача. Настолько сложная, что большинство производителей автомобилей сами не производят коробки передач. В мире существуют всего несколько производителей АКПП, которые и поставляют коробки на различные марки.
Давайте разберемся, что о замене масла думают сами разработчики и производители АКПП. Для примера давайте возьмем компанию ZF. Это один из самых известных в Европе производитель АКПП. Эта компания изготавливает АКПП почти для всех моделей BMW и многих моделей AUDI. АКПП ZF установлены на большинство полноразмерных Land Rover, Range Rover. ZF поставляет свои трансмиссии и на другие марки авто. Многие владельцы данных авто считают, что масло в коробках их автомобилей залито на весь срок службы.
Что же по этому поводу говорит сама компания ZF?
Переходим на сайт www.zf.com. После этого находим документы, касаемые сервиса коробок для легковых авто. Эти документы описывают рекомендации ZF, относительно процедуры замены масла в АКПП. На первой странице официального документа о замене масла вы увидите следующее:
В зависимости от стиля вождения ZF рекомендует производить замену масла каждые 80000 – 120000 км. или 8 лет, что наступит раньше.
Если у вас есть какие-то сомнения, вы сами можете изучить эти документы:
Oil change kit for automatic transmissions – 5HP / 6HP
Oil change kit for ZF 8HP automatic transmission.
Кроме ZF замену масла в АКПП рекомендует производит и компания Aisin, один из крупнейших производителей АКПП в мире. Производитель трансмиссий для всех Toyota, Lexus, Volvo и других марок.
Вырезка из рекламного буклета AISIN, крупнейшего производителя АКПП в мире. Производитель призывает менять масло в АКПП, если оно потемнело. Даже если вы проехали всего 20000 км.
Компании ZF и Aisin не только рекомендуют менять масло в АКПП, но и производят под своими марками масла и раходные материалы. Aisin выпускает даже оборудование для полной замены масла в АКПП.
Автосервис в Японии. Полная замена масла в АКПП с использование фирменного оборудования AISIN.
Факт 2. Одинаковые АКПП, установленные на разные марки автомобилей, могут имеют разные регламенты обслуживания
Фактически одинаковые АКПП могут иметь различный регламент обслуживания в зависимости от того, на какой марке они установлены. Например, 6-ти ступенчатые АКПП компании ZF устанавливались на BMW и Range Rover. BMW утверждает, что масло залито на весь срок службы. Range Rover рекомендует менять масло раз в 60000 км. 6-ти ступенчатая АКПП TF-80 компании AISIN поставляется на разные марки автомобилей: Ford (Mondeo 4), Volvo (почти все модели), Land Rover (Freelander 2). Дилер Ford скажет вам, что масло в коробке менять не надо. Volvo предписывает регулярную замену, если автомобиль используется как коммерческий транспорт, например в такси.
Land Rover рекомендует менять масло каждые 60000 км. Как мы видим, необходимость замены может меняться в зависимости от того, как решит производитель автомобиля. Задумайтесь, заинтересован ли производитель автомобилей в ресурсе АКПП, превышающем гарантийный период? Скорее, производитель заинтересован в продаже вам нового автомобиля каждые 2-3 года. Видимо поэтому все чаще производители автомобилей игнорируют такую важную операцию, как замена масла в АКПП. Вместо этого вам говорят обтекаемую фразу: “На весь срок службы”…
Факт 3. Износ трансмиссии и масла в процессе эксплуатации ухудшает плавность переключения передач
Почему производители трансмиссий рекомендуют производить замену масла, можно понять, заглянув внутрь АКПП.
В процессе эксплуатации образуются металлические частички износа. Специальный магнит, установленный в поддоне АКПП, притягивает их к себе
Износ на магните 7-ми ступенчатой трансмиссии Infiniti FX. Пробег 84478 км
Никто не будет спорить, что ресурс коробки напрямую зависит от качества масла. Несмотря на заявления автопроизводителей о несменяемом масле, факт остается фактом, часто ближе к пробегу 80-100 тыс. км. появляются ухудшения процесса переключения. Это выражается в подергивании, задержках, ударах при переключении. Толчки возникают из-за значительного загрязнения масла продуктами износа. Продукты износа нарушают тонкую работу гидроблока АКПП, из-за чего страдает плавность переключение передач. Согласно накопленной статистике примерно на 9 из 10 автомобилях проблему толчков можно решить, просто поменяв масло в АКПП. Причем, чем быстрее это сделать, тем больше вероятность того, что толчки пройдут.
6-ти ступенчатая АКПП 09G VW. Пробег на одометре 69831 км. Отложения на внутренней части поддона и магнитах. Официально в этой коробе замена масла не требуется
Факт 4. Скорость износа масла и трансмиссии зависит от качества самого масла и от стиля вождения
Скорость, с которой ухудшается качество масла, различна для разных типов АКПП и стилей вождения. Один и тот же пробег, пройденный на трассе или в городе, будет давать различный износ АКПП. Активное вождение быстрее старит масло. Поэтому многие производители автомобилей, которые утверждают, что масло залито на весь срок службы, добавляют в руководство пользователя пункт о тяжелых условиях эксплуатации или комерческом использовании автомобиля, при которых рекомендована замена масла.
Список этих тяжелых условий достаточно обширный. Сам факт наличия такого пункта показывает, насколько сильно качество масла зависит от внешних причин. Поэтому, покупая подержанный автомобиль с неизвестным прошлым, стоит обратить внимание на качество масла и при необходимости заменить его, даже если дилер говорит, что масло в АКПП залито на весь срок службы.
Еще один интересный факт, с которым мы сталкиваемся постоянно на некоторых марках автомобилей. Производители автомобилей, видимо в целях экономии, используют дешевые низкокачественные смазочные материалы. Это приводит к почернению масла и ухудшению плавности переключения уже к 30000 км. Самое удивительное, что при этом они заявляют о масле, залитом на весь срок службы. Видимо, срок службы АКПП около 50000 – 60000 км. производитель считает вполне достаточным.
Отложения на 5-ти магнитах АКПП Audi. Не такие страшные, как в предыдущих примерах, однако этого достаточно для возникновения толчков при переключении. После замены масла и адаптации АКПП работа коробки нормализовалась
Факт 5. Срок годности смазочных материалов ограничен
Срок службы большинства смазочных материалов, в том числе оригинальных жидкостей для АКПП, составляет 5 лет в закрытой таре. Тем более странно, когда про автомобиль, которому 10 лет, говорят, что масло в АКПП якобы на весь срок службы. В таком возрасте всевозможные сроки уже давно истекли.
Вывод напрашивается сам собой. Если вы хотите спокойно ездить на автомобиле после истечения гарантийного срока, обязательно следите за качеством масла в АКПП и при необходимости производите его замену. Лучше лишний раз сменить масло в АКПП, нежели поменять коробку.
“Счастливый” владелец авто решим заменить масло в своем, недавно приобретенном KIA. Пробег на одометре 65344 км. В поддоне присутствует части развалившегося подшипника. Страшный износ. Замена масла уже не поможет
Как часто нужно менять масло в АКПП?
Как показывает практика, высокий ресурс АКПП достигается заменой масла раз в 60-80 тыс. км. или раз в 4 года. Конечно, эти сроки могут отличаются в зависимости от модели коробки.
Замените масло – продлите жизнь трансмиссии.